Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0»
Работа в школе – дело непростое, особенно если ты педагог-психолог. Это означает, что надо всем нравиться: и учителям, и родителям, и детям, что у тебя не бывает плохого настроения и конфликтов с окружающими, а еще на любой вопрос ты знаешь ответ.
Как же можно этого добиться?
Попробуем раскрыть вам свои секреты.
Первый секрет – это улыбка. Улыбаться людям искренно, приветливо, от души, не вышколено, не натянуто, не дежурно. Помочь этому могут прекрасные мгновения, которые были в вашей жизни, вспоминая их, думая о хорошем, вы улыбаетесь как будто сами себе, улыбка играет не только на ваших губах, но и в глазах. А глаза, как известно, зеркало души. Улыбаясь, мы привлекаем людей, вызываем у них доверие, желание поделиться своими трудностями.
И вот человек приходит к психологу в надежде услышать истину в последней инстанции. Но при этом слова специалиста, как правило, вызывают сопротивление, заставляют выстраивать защиту. И именно поэтому высший пилотаж нашей работы – когда решение проблемы клиент находит сам, когда вдруг происходит так называемая «ага-реакция», инсайт. Мы только сопровождаем, идем за руку, подставляем свое плечо, мы подводим человека к выходу, а входит в новую жизнь он уже без нас. Для этого необходимо познать клиента, «залезть в его шкуру», сопереживать ему. Наш главный секрет – любовь. Еще не зная того, кто пришел ко мне на консультацию, я люблю его. Каким бы он ни был, мне необходимо найти его сильные стороны, его достоинства, найти в нем то, что вызывает милосердие и понимание с моей стороны.
Психолог – живой человек, поэтому непринятие клиент почувствует сразу, любая фальшь тут неуместна. В таком случае консультирование будет неэффективным, и, возможно, приведет к наибольшим проблемам у клиента. Потому призываю всех, кто работает с людьми: врачей, психологов, педагогов, — умейте вовремя отказать, перенаправить человека к другому специалисту. Пусть пострадает лучше «честь вашего мундира», но тот, кто нуждается в помощи специалиста, получит ее. Таким образом, еще один наш секрет – готовность к постоянному самообучению и умение признаваться в собственной некомпетентности. А учимся мы не только на курсах повышения квалификации и тренингах, но и у тех людей, которые к нам приходят, воспринимая их жизненный опыт как пособие, как положительный или отрицательный пример.
Для того чтобы избежать эмоционального выгорания есть у нас и такие небольшие секретики:
- Толерантность к неопределенности. Любой психолог должен быть морально готов к тому, что невозможно получить немедленный результат работы, эффект может быть отсрочен, причем иногда на десятилетия. Это трудно принять, но стараться необходимо, иначе вы начнете сомневаться в своих профессиональных качествах, а это прямой путь к выгоранию.
- Тайм-менеджмент. Ах, как жаль, что никто не отменял заполнение бумаг, протоколов, отчетов….Стараемся грамотно распределять время, стараемся….
- Работа в тандеме. Мы работаем вместе, а это значит, что всегда рядом есть надежное плечо и добрый совет. Разделишь пополам ответственность, и сразу ощущение, что тебе ровно вполовину легче. Да и плоды совместной деятельности гораздо богаче. Не зря же говорят, что одна голова хорошо, а две лучше. И слово «тандем» в России в настоящее время в тренде :)
Возможно, секреты нашей работы покажутся вам давно известными, но именно это помогает нам добиваться действительно успешных результатов.
Многие наши творческие удачи вы можете найти и на страницах этого блога.
Идет прием заявок на участие в фестивале методических идей «Пеликан» от АНО «ЦПИ «Ариадна»
Профессия психолога — очень интересная, но и очень сложная, энергозатратная. Хорошему психологу нужны не только знания, но и развитая интуиция, внутренняя готовность принимать человека, который к нему приходит…
Удачи вам в работе, и пусть всегда успех сопутствует во всех ваших делах
Большое спасибо! Мне кажется, что все перечисленные вами качества не помешают всем людям, вне нашей профессии
Улыбаться, называть ученика по имени, любить и хвалить — этого добра не всегда хватает в нашей профессии.
Что, без сомнения, не может не удивлять! Ведь каждый педагог должен быть хорошим психологом И каждый год не утихают дискуссии о том, нужны ли психологи в школах как штатные единицы, ведь каждый учитель изучал психологию.